Лаборатория этикета

Блог

Блог



“Вам не холодно?”

Вы – взрослый человек, собираетесь на работу, посмотрели прогноз погоды и решили, что сегодня наденете. По дороге вы встречаете коллег, подчиненных, руководителя, любого знакомого и слышите: “Тебе не жарко?” или “Вам не холодно? Вы так легко оделись”. 

Как часто с вами такое случается? Что вы чувствуете в этот момент, даже если на самом деле промахнулись с выбором? У меня смешанные чувства. В некоторых случаях, я понимаю, что это проявление заботы, допустим от старшего поколения, когда эти слова звучат по-матерински или по-отечески приятно. Мне ничего не стоит ответить: “Нет, спасибо, мне не холодно”. Я просто не понимаю смысла этого вопроса, когда озвучивается не забота, а какое-то странное желание сказать, с вами что-то не так, вы не соответствуете представлению о том, что нужно было надеть, желание выразить сомнение в адекватности человека и дать ему об этом знать.

Пришла к выводу, что такие вопросы не тактичны. Такт нам нужен, чтобы чувствовать оттенки в общении. Произнесенные слова - это забота или просто ирония? Долгое время изучаю особенности общения и наблюдаю за людьми, и поняла, что такие вопросы относятся к фатическому общению, то есть к общению ни о чем, не несущем какую-то важную информацию. Это что-то вроде нашего варианта разговора “о погоде”. Для себя я решила научиться не проявлять недоверие к сознательности других людей. Фатическое общение обладает важными функциями, одна из которых – наладить коммуникацию, создать комфортную атмосферу. Вот чем я решила заменить вопросы “вам не холодно/жарко?”:

  • ничем, лучше уберу их из своего арсенала, если это просто вопрос, а не проявление заботы
  • если на самом деле хочу проявить заботу, скажу “сегодня прохладное утро, я могу вам предложить горячий чай?”
  • “рада вас видеть в это прохладное, серое утро”
  • если даже человек на самом деле сделал странный выбор относительно одежды и, я вижу, что он трясется от холода, могу сказать “сегодня по ощущениям гораздо прохладней, чем по прогнозу” и добавить “хорошо, что можно согреться в нашем офисе/кабинете и др.” Или “я сама очень замерзла и отогревалась горячим кофе”, а можно вообще ничего не говорить, а быть просто приветливым и дать человеку время на то, чтобы он “пришел в себя”.

Но я за то, чтобы мы научились именно разговаривать друг с другом.