Лаборатория этикета

Блог

Блог



Говорить то, что очевидно

Сегодня посетила клинику. Шла на прием, который не смогла отменить даже во время карантина. Зашла, надела чистые бахилы (понравилось, что они зеленые). Открываю следующую дверь, меня встречает женщина в белом халате. Я приветствую, она тоже. Она молча приставляет ко мне лобный термометр черного цвета, похожий на пистолет. Говорит: “Все нормально” и отворачивается что-то записать. В холле пара человек. Я прохожу дальше и думаю:"Почему мне так неприятно? Привередливая, наверное, стала со своим этикетом". Начала разбираться.

Рационально, я понимала, хорошо, что клиника заботится, проверяет каждого пациента, во мне зашевелилось чувство благодарности. А что же мне еще надо? Было бы хорошо, если бы она сказала: “Здравствуйте! Мы измеряем температуру, это займет буквально несколько секунд”. Сама себе задаю вопрос: “Неужели ты и так этого не поняла, зачем лишние слова?” Но они не лишние, дело в том, что невербальные знаки воздействуют сильнее, чем вербальные, и в большинстве случаев сопровождаются словами. Жест поднимающейся ко лбу руки с черным прибором по ощущениям был очень агрессивным, поэтому уважением в этом случае является смягчение этого жеста словами. Тогда и забота чувствуется сильнее.

Таких примеров много, когда мы заходим в кабинет, а нам просто говорят сесть без объяснений, сколько ждать, что человек сейчас делает и т.п. Что решила – проговаривать то, что очевидно для меня, и возможно для других, использовать слова, которые смягчают атмосферу в той или иной ситуации (если это необходимо).

Например, не просто “подождите, пожалуйста”, а “подождите, пожалуйста, я проверю информацию”, “будьте добры, подождите, я запишу данные, и найду необходимые документы”.